+7 499 653-66-73
многоканальный
+7 495 972-40-39

Наши офисы:

г. Москва, Семеновский вал. д.10 стр.3
г. Москва, Краснобогатырская улица, д.2 стр.72

Бухгалтерское обслуживание. Индивидуальный предприниматель (ИП). Отчетность.

Сегодня все большей популярностью  пользуется регистрация без создания юридического лица – т.е. регистрация индивидуальных предпринимателей. Это значительно упрощает отчетность, ведь ИП не ведут бухгалтерского учета. Раньше в законодательстве Российской федерации существовало 2 понятия «предприниматель без создания юридического лица» и «частный предприниматель». На сегодняшний момент оба понятия устарели, уступив место ИП. Государство сегодня активно внедряет программы развития и поддержки индивидуальных предпринимателей, так как именно этот сегмент играет важную роль в наполнении бюджета. Так, с 2011 года значительно упростили процедуру создания ИП. Сегодня для регистрации в налоговом органе  (при личной явке предпринимателя) уже не нужно предоставлять нотариально заверенные копии документов, а при закрытии ИП не следует брать справку в Пенсионном фонде (но это нововведение пока что реализовано не во всех субъектах РФ).

Регистрация ИП всегда осуществляется только по месту официальной регистрации постоянного места жительства предпринимателя. Еще одна немаловажная особенность ИП состоит в том, что данный субъект хозяйствования отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему личным имуществом. Это и является основным недостатком данной формы регистрации. Если, к примеру, акционеры отвечают только принадлежащими им  долями, но никак не личными сбережениями, то ИП,  в случае притягивания к правовой ответственности, может быть лишен всего своего имущества, в том числе недвижимости, автотранспорта и т.д.

Порядок регистрации ИП
В Москве регистрацию  ИП осуществляет только ИФНС № 46, а в Санкит-Петербурге – ИФНС №15. Заявителем при осуществлении государственной регистрации ИП может быть как само физическое лицо, так и лицо, действующее на основании нотариально заверенной доверенности. Заявление может быть предоставлено и  в виде почтового отправления с объявленной ценностью и обязательной описью вложения.

При государственной регистрации ИП обязан предоставить такие документы: 
- заявление по форме №Р21001. Если документы на регистрацию предоставляет будущий предприниматель лично и при условии предъявления паспорта, то данное заявление не нужно заверять у нотариуса;
- копию паспорта (которая при отправлении документов по почте заверяется у нотариуса, а при личной подаче — такого заверения не требуется). В Москве требуют копию первого разворота и страниц с пропиской, выполненную на одном листе. Если ксерокопия сделана на двух листах, то они обязательно должны быть сшиты с наклейкой с указанием числа сшитых листов. 
- копию квитанции об уплате госпошлины.

При осуществлении государственной регистрации ИП присваивается личный государственный регистрационный номер записи о госрегистрации ИП. В России еще с января 2004 г. регистрация  ИП осуществляется по принципу «одного окна». Благодаря этому регистрироваться самостоятельно в ПФ и ФОМС ИП не нужно, всю надлежащую информацию в фонды передает ИФНС. Но сами извещения о регистрации иногда ИП приходится  самостоятельно получать в отделениях этих фондов.

После государственной регистрации ИП у него на руках обязательно должны быть такие документы: 
- Свидетельство о государственной регистрации ИП (с указанием ОГРНИП).
- Уведомление о постановке в налоговом органе на налоговый учет физического лица по форме 2-3-учет.
- Уведомление о регистрации ИП в территориальном органе ПФ РФ по месту жительства.
- Свидетельство о регистрации страхователя-ИП в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Документы из ПФ и ТФОМС чаще всего  приходят по почте и не выдаются одновременно с документами о регистрации ИП. Если в течение пары месяцев документы не пришли,  требуется самостоятельно посетить эти фонды с целью забрать уведомления.

Кроме перечисленных выше  документов у ИП, как и у любого  физлица, должно быть свидетельство с номером ИНН  и зеленая ламинированная карточка - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Для открытия  расчетного счета в банке, ИП необходимо предоставить  информационное письмо с его кодами из Росстата. В том случае, если у ИП появляются наемные работники, трудоустроенные по трудовым договорам, он обязан в 30-тидневный срок с момента заключения первого договора, стать на учет в ФСС и ПФ уже как работодатель. Срок для постановки на учет в ФСС – 10 дней с момента заключения первого трудового договора. Законодательством предусмотрен штраф за нарушение данных сроков – от 5 до 10 тыс. рублей. При регистрации в органах ПФ ИП как работодателя, ему будет присвоен еще один номер – страхователя-работодателя, который указывается в документации, связанной с наемными работниками.

Если у ИП произошли какие-либо изменения в сведениях, касающихся Реестра ИП, он обязан в течении трех дней подать в налоговый орган заявление о внесении данных изменений в Государственный реестр и копии необходимых документов.

Регистрируются изменения, касаемо смены:
1. фамилии, имени, отчества;
2. гражданства;
3. адреса места регистрации в Российской Федерации;
4. даты и места рождения;
5. данных документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (паспорта);
6. вида и данных документа, установленного законом или международным договором в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного;
7. вида и данных документа, установленного законом или международным договором в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства;
8. данных, срока действия документа, подтверждающего право ИП временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации;
9. пола.

Преимущества и основные  недостатки ИП

Можно выделить следующие преимущества статуса ИП:
- Простота и доступность создания и ликвидации бизнеса.
- Регистрация ИП предполагает меньше финансовых затрат, чем создание юридического лица.
- При регистрации ИП не обязан иметь устав, уставной фонд, печать и расчетный счет в банке.
- Нет необходимости вести бухучет.
- Упрощенный учет результатов хозяйственной деятельности.
- Свободное использование всей выручки и средств на расчетном счету.
- Упрощенная система делопроизводства.
- Заработанные деньги не облагаются налогом на дивиденды.
- ИП на ЕНВД не ведут учет полученных доходов.
- Штрафы при ИП значительно ниже, чем при других формах.

К недостаткам статуса ИП относятся:
- Необходимость оплачивать фиксированный платеж не зависимо от полученного дохода.
- ИП несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
- Не может осуществлять некоторые виды торговли – алкоголем, лекарствами, т.к. не имеет права на получение некоторых лицензий.
- Нет возможности назначить директора.
- Все отчисления в ФСС идут исходя из МРОТ, установленного на начало года, в виде фиксированных платежей и подлежат оплате не зависимо от того, осуществлялась фактически деятельность, или нет.
- Многие компании избегают сотрудничества с ИП, считая его ненадежным и непрестижным.
- ИП не предполагает совместного ведения бизнеса.
- Необходимо вести двойной учет на ОСН, так как НДС рассчитывается «по отгрузке», а налог на доходы – «по оплате».
- Если организация может выписать на собственном бланке «Обращение на въезд в Российскую Федерацию», заменяющее «Приглашение» для граждан ЕС, и являющиеся основанием для получения российской визы на 2-5 лет (после однократной и годовой), то индивидуальный предприниматель выписать такое "Обращение" не может.
- Невозможность продать или переоформить ИП.
- Нет достаточной правовой защиты от временной нетрудоспособности.

ИП вправе выбирать одну из четырех возможных систем налогообложения: УСН, ЕНВД, УСН на основе патента и ОСН (доход учитывается по оплате, а НДС по методу начисления).

Индивидуальный предприниматель, как и юридическое лицо, может быть признан банкротом. С момента вынесения арбитражным судом решения о банкротстве, его регистрация как ИП утрачивает силу. Заявление о признании ИП банкротом может быть подано самим ИП, кредитором или уполномоченными органами.

Наши услуги